Sherpa Business Consulting - информационный сайт
Главная | Консалтинг | Виды консалтинга | Бизнес системы | О компании

-> Статьи -> Сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей

Когда мы пытаемся вытащить
что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным.
Закон Муира

Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard, BSC), одна из самых свежих технологий в управлении бизнесом, была разработана Norlan Norton Institute в начале 90-х гг. Журнал Harvard Business Review называет концепцию сбалансированной системы оценочных показателей "одним из самых значительных вкладов в практику управления за последние 75 лет". По данным компании Balanced Scorecard Collaborative, более половины компаний, входящих в список FT 500, используют сегодня Сбалансированную Систему Показателей на своих предприятиях.

Технология, предложенная двумя гуру менеджмента - Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом, - была создана после того, как стало понятно, что компании, применяющие в оценке своей деятельности только привычные финансовые показатели - прибыль, капитализация и т. д., постепенно теряют рыночные преимущества. Это объясняется тем, что успех компании сегодня все больше зависит от ее нематериальных активов: стоимости брэнда, лояльности клиентов, конкурентных преимуществ, активности внедрения инноваций и т. д., эффективность которых не может быть измерена средствами финансового учета.

В настоящее время резерв конкурентоспособности, базирующийся только на снижении издержек, использования активов, логистике практически исчерпан. Корпорации ищут новые способы повышения своей операционной эффективности. Balanced Scorecard Collaborative приводит такие данные:

  • Только 5% рабочей силы понимает стратегию своей компании;
  • Только 25% менеджеров получают вознаграждение, напрямую связанное с реализацией стратегии;
  • 60% организаций не связывают бюджет с выполнением стратегии;
  • 86% руководящих команд тратят менее часа в месяц на обсуждение стратегии

Поэтому то, что Сбалансированная Система Показателей увязывает эффективное использование материальных активов с мобилизацией нематериальных, становится серьезным источником повышения эффективности и конкурентоспособности.

Сбалансированная Система Показателей предоставляет топ-менеджерам и собственникам возможность перевести цели компании на уровень операционной деятельности. Она позволяет четко понять, как отдельные подразделения, проекты компании и даже отдельные сотрудники влияют на достижение поставленных перед компанией целей, и дает возможность корректировать их деятельность, направляя ее на выполнение стратегии.

Технологически построение Сбалансированной Системы Показателей для отдельно взятой компании включает множество различных элементов, но для руководителя, прежде всего, будут интересны:

  • карта стратегических задач, логически связанных с ключевыми целями;
  • карта сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, "точку достижения цели" и сроки, к которым необходимо достичь требуемых результатов);
  • "приборные панели" руководителей различных уровней и других сотрудников для контроля и оценки их деятельности.

В чем же все-таки главные различия между традиционной системой стратегического планирования и Сбалансированной Системой Показателей? Если обычно система планирования строилась по цепочке Стратегия - Бюджет - Планирование и Принятие решений - Оценка и корректировка, то Сбалансированная Система Показателей строится по принципу Стратегия - Balanced Scorecard - с дальнейшим влиянием стратегии на 4 важнейших перспективы, которые отцы-основатели Сбалансированной Системы Показателей Нортон и Каплан обозначили как:

  • Финансы: Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам?
  • Потребитель: Какой компания представляется своим покупателям?
  • Внутренние процессы: Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться?
  • Обучение и рост: Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость?

Сбалансированная Система Показателей может использоваться в различных отраслях: в банковском деле, здравоохранении, правительственных учреждениях, страховании, телекоммуникациях, неприбыльных организациях и др.
Время разработки Сбалансированной Системы Показателей зависит от размера компании, ее структуры, отрасли и специализации. Первоначальный период обычно занимает от двух месяцев до полугода. Вместе с тем, однажды определенная, Сбалансированная система показателей не остается незыблемой на долгие годы. Она продолжает постоянно развиваться и совершенствоваться, поскольку изменяется и стратегия предприятия. Фактически планирование стратегии становится непрерывным, постоянно улучшаемым процессом.

Сбалансированная Система Показателей проявила себя достаточно гибкой и универсальной методикой, чтобы ее можно было применять в разных странах мира. Консультационные компании во всех регионах приняли и адаптировали ее соответственно действующим на их рынках традициям без существенных изменений. Методика может с одинаковым успехом использоваться и транснациональными корпорациями, и мелкими, новыми и быстро изменяющимися бизнесами, поскольку решает ключевую проблему любой организации, независимо от ее размера - приведение бизнес-процессов и действий служащих к единой стратегии.

С другой стороны, есть и трудность, общая для всех стран и компаний мира: Сбалансированная Система Показателей требует определенной зрелости управления и готовности руководителей. В частности, это предполагает отказ от авторитарности. Многим компаниям, вероятно, придется некоторое время приспосабливаться к новому стилю управления, прежде чем они смогут получить максимальную отдачу от перехода на новые принципы. Наибольшее сопротивление при этом обычно оказывают менеджеры среднего звена и начальники внешних служб, привыкшие держать своих людей "на контроле".
У руководителей предприятий, заинтересовавшихся этой методикой, возникает естественный вопрос: с чего начать и какие шаги следует предпринять для внедрения новой системы. На наш взгляд, прежде чем принимать решение о переходе на Сбалансированную Систему Показателей, топ-менеджеры должны изучить принципы методики и ясно представить себе порядок ее разработки и использования.

Обучение проводится профессиональными консультантами, роль которых на первых порах может быть сведена к проведению ряда семинаров или курса лекций по теории и практическому использованию Сбалансированной Система Показателей.
Весьма вероятно и то, что после начального знакомства с методологией Сбалансированной Системы Показателей предприятие инициирует процесс ее внедрения, пригласив консультантов.

Материал подготовлен сотрудниками Компании «Транс Бизнес Консалтинг»

Все статьи

Бизнес консалтинг
Управленческий консалтинг
Аудит консалтинг
Менеджмент консалтинг
Кадровый консалтинг
Финансовый консалтинг
Консалтинг недвижимости
Инвестиционный консалтинг
Налоговый консалтинг
Риск консалтинг
Стратегический консалтинг
Операционный консалтинг
IТ консалтинг
Маркетинг консалтинг
Организационный консалтинг
Консалтинг в области логистики
Юридический консалтинг


Rambler's Top100