Сбалансированная система показателей
Когда мы пытаемся вытащить
что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным.
Закон Муира
Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard,
BSC), одна из самых свежих технологий в управлении бизнесом, была разработана
Norlan Norton Institute в начале 90-х гг. Журнал Harvard Business Review
называет концепцию сбалансированной системы оценочных показателей "одним
из самых значительных вкладов в практику управления за последние 75
лет". По данным компании Balanced Scorecard Collaborative, более
половины компаний, входящих в список FT 500, используют сегодня Сбалансированную
Систему Показателей на своих предприятиях.
Технология, предложенная двумя гуру менеджмента - Дэвидом
Нортоном и Робертом Капланом, - была создана после того, как стало понятно,
что компании, применяющие в оценке своей деятельности только привычные
финансовые показатели - прибыль, капитализация и т. д., постепенно теряют
рыночные преимущества. Это объясняется тем, что успех компании сегодня
все больше зависит от ее нематериальных активов: стоимости брэнда, лояльности
клиентов, конкурентных преимуществ, активности внедрения инноваций и
т. д., эффективность которых не может быть измерена средствами финансового
учета.
В настоящее время резерв конкурентоспособности, базирующийся
только на снижении издержек, использования активов, логистике практически
исчерпан. Корпорации ищут новые способы повышения своей операционной
эффективности. Balanced Scorecard Collaborative приводит такие данные:
- Только 5% рабочей силы понимает стратегию своей компании;
- Только 25% менеджеров получают вознаграждение, напрямую связанное
с реализацией стратегии;
- 60% организаций не связывают бюджет с выполнением стратегии;
- 86% руководящих команд тратят менее часа в месяц на обсуждение
стратегии
Поэтому то, что Сбалансированная Система Показателей
увязывает эффективное использование материальных активов с мобилизацией
нематериальных, становится серьезным источником повышения эффективности
и конкурентоспособности.
Сбалансированная Система Показателей предоставляет
топ-менеджерам и собственникам возможность перевести цели компании на
уровень операционной деятельности. Она позволяет четко понять, как отдельные
подразделения, проекты компании и даже отдельные сотрудники влияют на
достижение поставленных перед компанией целей, и дает возможность корректировать
их деятельность, направляя ее на выполнение стратегии.
Технологически построение Сбалансированной Системы
Показателей для отдельно взятой компании включает множество различных
элементов, но для руководителя, прежде всего, будут интересны:
- карта стратегических задач, логически связанных с ключевыми целями;
- карта сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность
бизнес-процессов, "точку достижения цели" и сроки, к которым
необходимо достичь требуемых результатов);
- "приборные панели" руководителей различных уровней и
других сотрудников для контроля и оценки их деятельности.
В чем же все-таки главные различия между традиционной
системой стратегического планирования и Сбалансированной Системой Показателей?
Если обычно система планирования строилась по цепочке Стратегия - Бюджет
- Планирование и Принятие решений - Оценка и корректировка, то Сбалансированная
Система Показателей строится по принципу Стратегия - Balanced Scorecard
- с дальнейшим влиянием стратегии на 4 важнейших перспективы, которые
отцы-основатели Сбалансированной Системы Показателей Нортон и Каплан
обозначили как:
- Финансы: Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным
инвесторам?
- Потребитель: Какой компания представляется своим покупателям?
- Внутренние процессы: Какие бизнес-процессы компания должна улучшить,
от каких отказаться, на каких сосредоточиться?
- Обучение и рост: Может ли компания продолжать свое развитие, повышать
эффективность и увеличивать свою стоимость?
Сбалансированная Система Показателей может использоваться
в различных отраслях: в банковском деле, здравоохранении, правительственных
учреждениях, страховании, телекоммуникациях, неприбыльных организациях
и др.
Время разработки Сбалансированной Системы Показателей зависит от размера
компании, ее структуры, отрасли и специализации. Первоначальный период
обычно занимает от двух месяцев до полугода. Вместе с тем, однажды определенная,
Сбалансированная система показателей не остается незыблемой на долгие
годы. Она продолжает постоянно развиваться и совершенствоваться, поскольку
изменяется и стратегия предприятия. Фактически планирование стратегии
становится непрерывным, постоянно улучшаемым процессом.
Сбалансированная Система Показателей проявила себя
достаточно гибкой и универсальной методикой, чтобы ее можно было применять
в разных странах мира. Консультационные компании во всех регионах приняли
и адаптировали ее соответственно действующим на их рынках традициям
без существенных изменений. Методика может с одинаковым успехом использоваться
и транснациональными корпорациями, и мелкими, новыми и быстро изменяющимися
бизнесами, поскольку решает ключевую проблему любой организации, независимо
от ее размера - приведение бизнес-процессов и действий служащих к единой
стратегии.
С другой стороны, есть и трудность, общая для всех
стран и компаний мира: Сбалансированная Система Показателей требует
определенной зрелости управления и готовности руководителей. В частности,
это предполагает отказ от авторитарности. Многим компаниям, вероятно,
придется некоторое время приспосабливаться к новому стилю управления,
прежде чем они смогут получить максимальную отдачу от перехода на новые
принципы. Наибольшее сопротивление при этом обычно оказывают менеджеры
среднего звена и начальники внешних служб, привыкшие держать своих людей
"на контроле".
У руководителей предприятий, заинтересовавшихся этой методикой, возникает
естественный вопрос: с чего начать и какие шаги следует предпринять
для внедрения новой системы. На наш взгляд, прежде чем принимать решение
о переходе на Сбалансированную Систему Показателей, топ-менеджеры должны
изучить принципы методики и ясно представить себе порядок ее разработки
и использования.
Обучение проводится профессиональными консультантами,
роль которых на первых порах может быть сведена к проведению ряда семинаров
или курса лекций по теории и практическому использованию Сбалансированной
Система Показателей.
Весьма вероятно и то, что после начального знакомства с методологией
Сбалансированной Системы Показателей предприятие инициирует процесс
ее внедрения, пригласив консультантов.
Материал подготовлен сотрудниками Компании «Транс Бизнес
Консалтинг»
Все статьи