->
Консалтинг -> Виды консультирования
Виды консультирования
С точки зрения методов можно различать следующие виды
консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
При экспертном консультировании консультант
(специалист, оказывающий профессиональную помощь) самостоятельно осуществляет
диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль
клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации
и оценке результатов.
При процессном консультировании консультанты
на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая
его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи
консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом, роль консультантов
заключается, в основном, в абсорбции (сборе) этих внешних и внутренних
идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы
и приведении их в систему рекомендаций.
При обучающем консультировании консультант
не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву
для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую
и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут
также применяться комбинации всех трех видов консультирования и тогда
оно становится: экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим
и т.д.
В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется
процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России
пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее
консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью
самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием
руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит
к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных
проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых
решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая
существенная информация не может быть получена консультантом вне режима
активного диалога с клиентом.
|