Часто задаваемые вопросы / FAQ
Почему пользуются услугами консультантов?
Особые знания и навыки.
Консультантов могут звать, когда в организации не хватает людей, способных
успешно решать определенные проблемы. Ибо для этого часто нужны особые
методы и приемы, в которых консультант, как правило, разбирается лучше
многих.
Интенсивная профессиональная помощь.
Иногда в организации есть необходимые навыки и квалификация, однако
владельцы и топ-менеджмент не имеют возможности высвободиться для углубленной
и длительной работы над возникшей проблемой.
Беспристрастный взгляд со стороны.
Даже на лучших людей в организации могут слишком сильно влиять личные
связи и существующие традиции и ценности, что мешает видеть проблему
в истинном свете.
Консультант, как правило, независим от организации-заказчика и не подвержен
ее внутренним взаимоотношениям. Он может дать свежий взгляд со стороны
и оставаться беспристрастным тогда, когда члены организации не могут
быть объективными.
Обучение посредством консультирования.
Образовательный эффект от работы консультанта является, наверное, самым
важным. Задача консультанта - привнести новые знания и опыт в организацию
и помочь менеджерам и персоналу учиться на собственном опыте. То есть
помочь организации помочь самой себе.
Разрешится ли проблема, если привлечь консультанта?
В настоящий момент распространена ошибочная точка зрения о том, что
сам факт привлечения консалтинговой фирмы снимает часть головной боли
с заказчика и проблема считается решенной. На самом деле, если заказчик
(в лице директора или других руководителей) привлекает консультантов
к решению своих проблем, то он, так или иначе, сам будет активно вовлечен
в работу консультантов. Хороший консультант борется за то, чтобы заказчик
максимально полно овладел разработанными для него технологиями, следовательно,
заказчик во время консалтингового проекта анализирует проблемы и решения
вместе с консультантом. Если консультант и заказчик работают в тандеме,
то проблема обязательно находит свое решение.
Отвечают ли консультанты за результат проекта?
Консультант стремиться найти решение, которое максимально полно отвечает
требованиям заказчика и целям проекта. В разрезе поставленных перед
проектом целей, консультант обязан нести ответственность за достигнутый
результат.
Нужно ли перенимать международный опыт и брать
пример с "лучших практик"?
Эти вопросы связаны с навязыванием так называемой "лучшей практики".
Конечно, в некоторых случаях, когда речь идет о применении стандартных
технологий, как правило, используются передовые достижения, которые,
естественно, являются "лучшими".
Но, если речь идет о стратегии, то далеко не всегда является правильным
переносить на одну компанию те решения, которые успешно применялись
в другой. Консультанты должны заниматься не навязыванием "лучших
практик", а их созданием - только тогда мы можем говорить о полноценном
консалтинге.
Консультанты - это теоретики или практики?
На рынке логистического консалтинга встречаются консультанты с различной
биографией, практической и теоретической подготовкой. Есть такие, кто
пришел в консалтинг из научной сферы или системы образования. Также,
на рынке есть специалисты, имеющие колоссальный опыт в практическом
построении логистических систем.
Наиболее квалифицированными считаются консультанты с научным прошлым,
обладающие сильными теоретическими знаниями, и за плечами которых богатый
практический опыт в области создания и развития логистики в бизнесе.
Есть ли у консультантов специализация по отраслям?
Безусловно, не бывает универсальных консультантов,
которые работали и выполняли проекты практически во всех отраслях промышленности.
Так или иначе, фирмы, и сами консультанты - выходцы из какой-то конкретной
отрасли или группы отраслей. Но, в силу специфики консалтинговой деятельности,
аналитики консалтинговых фирм имеют богатый опыт в широком диапазоне
отраслей, поскольку, благодаря системному подходу к решению задач, они
принимали участие во многих успешных проектах.
Любая консалтинговая компания готова предоставить своим потенциальным
заказчикам информацию о том, в каких отраслях она более компетентна,
а в каких - менее.
Как выбрать консалтинговую компанию?
К какому консультанту обратиться? Кто это должен быть
- "вольный стрелок" или компания с именем? Как узнать о солидности
консультанта и об уровне его квалификации?
Существует несколько способов. Во-первых, устные беседы по телефону
и личные встречи и переговоры с консультантами. Для заказчика это самый
эффективный способ составить первоначальное мнение о консультанте. Во-вторых
- имидж консультанта и впечатления заказчиков, которые имели счастье
(или несчастье) работать с ним. Хорошо, если есть возможность заранее
получить характеристику о консалтинговой фирме и ее ведущих консультантах.
Профессиональный имидж консультанта - это самое ценное, что у него есть,
и он будет защищать свой имидж даже в самых тяжелых ситуациях.
Принципиальной разницы в выборе между "вольным стрелком" и
фирмой нет, поскольку, в конечном итоге, судьба проекта зависит от того,
чьими руками он выполнен. В любой фирме над проектом работают те же
люди - консультанты и аналитики. Более того, эти консультанты могут
быть привлеченными к проекту в качестве "вольного стрелка".
Чем отличается консультирование от обучения?
Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный,
"штучный" подход. При этом знания, которыми обладают консультанты,
трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного
предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики,
права и т.д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются
ими на практике. Вреальной практике или на различных стадиях конкретных
проектов могут применяться комбинации всех видов консультирования:
Обучающее консультирование характеризуется
тем, что консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но
и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую
теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий
и т.д.
Экспертное консультирование - консультант
самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций
по их внедрению. Роль клиента сводится в основном к обеспечению консультанту
доступа к информации и оценке результатов. К услугам экспертного консультирования
стоит прибегать, когда проблема не видна.
Процессное консультирование - клиент в этом
случае видит проблему и даже предполагает пути ее решения, но ему "не
хватает некоторой методологической поддержки для успешного осуществления
своих намерений". Консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют
с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения,
осуществлять при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений.
При этом роль консультантов заключается в основном в сборе внешних и
внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с
клиентом работы, и приведении их в систему рекомендаций.
О чем нужно помнить, заключая контракт с консультантом?
Имеет смысл достаточно полная регламентация работ по
контракту. Особое внимание следует уделить описанию конкретных действий
консультанта и сроков их исполнения. Необходимо указать в каком виде,
на каких носителях, в скольких экземплярах и т.д. должны быть представлены
предварительные и окончательны решения консультантов.
Важным моментом является конфиденциальность проводимых
работ, наличие у консультанта копий всех необходимых лицензий, страхование
профессиональной деятельности консультанта.