Сбалансированная система показателей (Balanced
Scorecard) и управление российскими компаниями
Не так давно журнал Harvard Business Review назвал
концепцию сбалансированной системы оценочных показателей «одним из самых
значительных вкладов в практику управления за последние 75 лет». Сегодня
эта концепция управления становится все более популярной и в российской
деловой среде. На вопросы журнала об управлении бизнесом методами Balanced
Scorecard в российских компаниях ответил Марк Федин, президент консалтинговой
компании BKG, имеющей опыт внедрения Сбалансированной системы показателей.
- В последнее время в российской бизнес-среде
наметился рост интереса к Balanced Scorecard. Какова, по Вашему мнению,
причина этого?
- На мой взгляд, популярность темы объясняется просто:
Balanced Scorecard - это инструмент, которого давно ждали российские
топ-менеджеры. Он «закрывает» значительную брешь в управлении бизнесом
- реализацию стратегических планов. По опыту западных специалистов,
который, впрочем, стопроцентно верен и для России, последовательная
реализация стратегических планов развития - это тот участок, на котором
«ломается» большинство компаний. Отсюда и интерес к технологии, которая
позволяет с помощью достаточно простых методов идти по намеченному пути
и «попутно» контролировать эффективность. Ведь ориентированность на
результат в любом деле есть ключ к успеху.
- То есть, Balanced Scorecard - это такой «плод
горького опыта»? И как вообще возникла идея сбалансированной системы
показателей?
- Попробую ответить на оба вопроса сразу, поскольку
они тесно взаимосвязаны. Методика Balanced Scorecard была разработана
в начале 90-х годов прошлого столетия. Специалистами по управлению было
проведено исследование, показавшее, что в большинстве тех случаев, когда
реализация стратегий не принесла ожидаемых результатов, причиной неудач
было не качество самих стратегий, а плохая их реализация. То есть речь
идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить это
будущее, переводить в практическое русло.
Это исследование подтолкнуло к созданию какой-либо
новой технологии, которая могла бы связать оперативное управление и
стратегическое планирование. Хотя Balanced Scorecard в том виде, в котором
мы видим ее сейчас - результат не одного исследования, а многолетних
работ, во главе которых находились Роберт Каплан, профессор Harvard
Business School, и Дэвид Нортон, основатель и президент компании Balanced
Scorecard Collaborative.
Строго технологически, сбалансированная система оценочных
показателей (Balanced Scorecard) переводит миссию и общую стратегию
компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей,
определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных
проекций: финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения
и роста. С помощью данных проекций менеджеры могут ответить на следующие
основные вопросы: Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным
инвесторам (проекция финансов)? Какой компания представляется своим
покупателям (проекция клиентов)? Какие бизнес-процессы компания должна
улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться (проекция внутренних
бизнес-процессов)? Может ли компания продолжать свое развитие, повышать
эффективность и увеличивать свою стоимость (проекция обучения и роста)?
Но, согласитесь, любая идея, чарующая нас, совершенно
бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Практически
сразу после разработки идея Balanced Scorecard чрезвычайно быстро завоевала
популярность. На сегодняшний день, в западной управленческой практике,
методика Balanced Scorecard уже признана основным управленческим инструментом,
позволяющим эффективно реализовать цели компании на операционном уровне,
измерить результаты деятельности сотрудников и подразделений применительно
к целям и стратегии компании.
По нашим собственным исследованиям, из 500 компаний,
которые сегодня входят в список крупнейших компаний мира FT-500, в 412
из них внедрена и успешно работает сбалансированная система оценочных
показателей. Цифра вполне убедительна, согласитесь.
Кроме того, Balanced Scorecard успешно применяется
в некоммерческих и государственных структурах, таких как Министерство
обороны США и Министерство обороны Австралии, различные финансовые ведомства
в США и Канаде.
- А разве до создания Balanced Scorecard контроль
над бизнесом был невозможен? Неужели не было каких-то инструментов,
которые позволяли руководителю видеть, движется его компания к целям,
которые он ставит?
- Ну, инструменты, безусловно, существовали. Задолго
до создания Balanced Scorecard, в начале XX века, если быть точным,
менеджерами компании DuPont была разработана такая схема как «модель
рентабельности капитала» (ROI), построенная на финансовых показателях.
То есть, руководитель с ее помощью мог отследить эффективность работ,
входящих в стоимость конечного продукта. Проблема в том, что постепенно
бизнес стал переориентироваться на трудно оцениваемые в финансовом отношении
аспекты: нематериальные активы (бренд, лояльность потребителей) и конкурентные
преимущества (технологии, ноу-хау). Модель ROI этих вещей просто не
учитывает. В итоге - с ее помощью невозможно следовать стратегии долгосрочного
увеличения стоимости бизнеса. И потом, как вы себе представляете управление
и контроль развитием современной компании постфактум?
- В смысле?
- Смотрите. Руководитель получает финансовые показатели
уже после того, как факт свершился. Соответственно, и контроль и корректировка
действий становятся невозможными. Получается странная ситуация: руководитель
все видит, а сделать может уже очень мало. С другой стороны, если попробовать
взять под контроль оперативную деятельность, руководитель просто «утонет»
в массиве информации - да и качество данных будет, мягко говоря, оставлять
желать лучшего. Информация, которая абсолютно необходима, например,
главному технологу, на уровне топ-менеджера так же абсолютно бесполезна.
Это просто другой уровень управления - и на этом уровне нужны другие
инструменты.
- Balanced Scorecard?
- Да, и сбалансированная система показателей тоже.
Ее эффективность на порядки выше по сравнению с любыми моделями оценки,
имеющими дело с финансовыми показателями. Основной принцип Balanced
Scorecard известен каждому менеджеру - «эффективно управлять можно лишь
тем, что можно достоверно измерить».
- Хорошо, а российские компании? Они, по Вашему
мнению, готовы к внедрению сбалансированной системы показателей?
- По моему глубокому убеждению, сегодня ясного представления
у российских руководителей о том, что представляет собой эта управленческая
методология, нет. Интерес присутствует - и это уже положительная тенденция.
Думаю, что, как обычно, выиграет тот участник рынка, который сумеет
воспользоваться этим преимуществом.
Источник: www.tbcon.ru
Все статьи