Sherpa Business Consulting - информационный сайт
Главная | Консалтинг | Виды консалтинга | Бизнес системы | О компании

-> Статьи -> Поиск корпоративной идеи

Поиск корпоративной идеи

Когда численность сотрудников возрастает до 30-50 человек, то директивное управление заходит в тупик. Руководитель, чувствуя, что исчезает привычная точность и слаженность выполнения его команд, пытается ужесточить контроль над действиями подчиненных. Сотрудники, зажимаемые в формальные рамки строгих требований, начинают сопротивляться.

Люди гораздо лучше делают что-то, соответствующее их желаниям, чем то, что их заставляют делать. К примеру, человек, ценящий независимость родины, в случае войны идет на фронт добровольцем, а тот, кому непонятно, за что воевать, будет всячески уклоняться. Если продавец дорожит отношением клиента, он обслужит его хорошо, а если нет, то, несмотря на попытки контролировать качество обслуживания, возможно невнимание и даже грубость по отношению к покупателю.

Для эффективного управления необходимо создать исполнительный механизм. Если руководитель хочет контролировать поведение персонала, он должен выстроить структуру общефирменных ценностей (бизнес-идеологию).

Если система ценностей не выстроена, не значит, что бизнес-идеологии нет. Просто в силу различных причин ей не уделяли внимания и она сложилась произвольным образом. Получить представление о состоянии бизнес-идеологии компании можно, проанализировав поведение персонала.

Например, в фирме появляется инициативный сотрудник. Если руководство воспринимает его предложения негативно, персонал понимает, что инициатива не поощряется. В результате действия работников фирмы принимают характер исполнительности и безынициативности.

Отсюда следует важный вывод - система ценностей, принципов и ориентиров компании отражает представления ее руководства. И от того, каковы эти представления, зависит, какие в фирме сотрудники - инициативные или исполнительные и послушные. В компании, где инициатива не поощряется, никто из работников не захочет взять на себя ответственность предложить и начать воплощать новую идею, никто не будет стремиться к улучшениям. Отсюда второй вывод - структура ценностей руководства предопределяет характер развития организации.

Именно поэтому изучение системы управления фирмы начинается с бизнес-идеологии.

Знание системы ценностей позволяет понять все остальные глубинные процессы, происходящие на предприятии: почему текущая ситуация сложилась именно так и к чему она приведет, если оставить все без изменений.

Практика

Руководство московской торговой компании WELD решило объединиться с заводом - производителем одного из видов товаров промышленного оборудования. Но, несмотря на то что директора и персонал обеих фирм тесно контактировали в процессе работы, представления тех и других о совместной деятельности в рамках единой компании оказались настолько разными, что поставили под сомнение целесообразность объединения.

Известно немало примеров, когда объединение подобного рода оказывалось неэффективным. Причиной неудавшейся интеграции чаще всего называют различия в корпоративных культурах фирм-участников. Стержень корпоративной культуры – это ее бизнес-идеология. Ценности определяют поведение персонала, поэтому если ценности не совпадают, то и деятельность сотрудников каждой из фирм будет разнонаправленная.

Чтобы добиться единства действий, необходимо сформировать общие ценности. Но поскольку характер ценностей определяется руководством фирмы, то и изменения должны сначала произойти в его сознании. Здесь возникает проблема - каждая из сторон предпочитает, чтобы изменился другой участник альянса. В результате фирмам не удается договориться, и они несут так называемые трансакционные издержки, т.е. издержки неэффективного взаимодействия. Либо они теряют время и деньги, сначала объединившись, а потом, расставшись, либо просто не могут объединиться, упуская взаимную выгоду.

Иными словами, из-за идеологических установок руководителей обеим фирмам становится недоступен определенный ресурс.

Итак, единственной проблемой, возникшей на пути слияния двух предприятий, стало различие в бизнес-идеологиях. Российские предприниматели заключают договоры, обсуждая условия сотрудничества, поставки, платежи, и т.п., а навыков ведения переговоров о создании совместных ценностей не имеют. Для многих непонятен предмет переговоров и не очевидна его значимость.

В силу этих причин в России очень немного примеров успешного объединения независимых фирм. В основном слияние происходит путем приобретения, что тоже решает проблему с различием бизнес-идеологий: один собственник - одна система ценностей.

Но если сравнить стоимость обучения, которое позволяет затем объединять ресурсы сторон на основе договоренности, и стоимость покупки предприятия другой фирмой, то получится та разница в цене, которую переплачивают российские менеджеры, желая получить доступ к ресурсам.

Руководство WELD и завода поняло, что объединение может оказаться неэффективным, если его тщательно не подготовить.

Для того чтобы сформировать общую систему ценностей, должны быть определены представления о совместных путях развития объединенной компании, желаемых результатах, исполнении миссии.

Дальнейшие действия происходят в соответствии со схемой:

В случае с компанией WELD для создания объединенной компании потребовался ресурс - бизнес-идеология. И команда начала формировать ее на специальном тренинге. Была выработана миссия новой, единой фирмы. Определили те принципы, на основе которых она будет построена. В том числе разработали ценности, которые будет исповедовать компания, удовлетворение потребностей тех групп, которые участвуют в работе компании или оказывают серьезное воздействие на ее деятельность.

Таковыми являются: клиенты, собственники, персонал, менеджмент, поставщики, партнеры. Установили принципы взаимоотношений указанных групп и компании. Стало понятно, какой требуется персонал для работы в новых условиях, чему и как следует его обучать. Появились контуры будущей системы мотивации.

Итогом проделанной работы стало формирование системы ценностей, которая в дальнейшем будет определять характер действий всего коллектива. Сотрудники обоих предприятий объединят усилия в достижении общей цели, эффективно взаимодействуя и двигаясь в одном направлении по намеченному пути.

Проанализируйте эффективность управления вашей компанией: сколько сил затрачивается на соблюдение порядка и осуществление контроля? Какие средства используются для достижения целей? Как мотивируется персонал? Если есть какие-либо симптомы, свидетельствующие о наличии проблем, используйте модель SCORE в описанном выше порядке. Это поможет преодолеть проблемную ситуацию и начать активно формировать свое будущее.

Источник: Деловой Петербург, №142(1018)

Все статьи

Бизнес консалтинг
Управленческий консалтинг
Аудит консалтинг
Менеджмент консалтинг
Кадровый консалтинг
Финансовый консалтинг
Консалтинг недвижимости
Инвестиционный консалтинг
Налоговый консалтинг
Риск консалтинг
Стратегический консалтинг
Операционный консалтинг
IТ консалтинг
Маркетинг консалтинг
Организационный консалтинг
Консалтинг в области логистики
Юридический консалтинг


Rambler's Top100