Креатив в бизнесе?
Запоминающийся рекламный ролик или трюк, необычное
обращение к покупателям, акцент на важной второстепенной детали - эти
и другие приемы и проявления креатива в рекламе часто позволяют резко
повысить ее эффективность. Но что такое креатив в бизнесе? Нужны ли
нестандартные идеи для развития и процветания любого бизнеса?
Маленькие шаги к большому успеху
Бизнес можно строить по-разному. Можно взять стандартную
идею, вложиться в нее и получить прибыль с небольшим риском. Можно придумать
что-то новое, нестандартное, опять вложиться в идею и не получить ничего
- риски в двух случаях, очевидно, будут различными. Слишком "сильный"
креатив может быть рискованным, с другой стороны, отсутствие креатива
тоже ущербно: трудно привлечь клиентов услугой или товаром, которые
уже предлагали до вас сотни конкурентов.
Где лежит золотая середина? Если обратиться к истории,
то легко обнаружить, что крупные компании пришли к своему успеху не
сразу. Их ошеломляющий успех сложился из каждодневного упорного труда
по оптимизации бизнеса, сбора предложений по его улучшению и внедрению
инноваций. Уже потом этот успех был приукрашен и расцвечен деталями.
Появилась на свет и Великая идея, придающая оттенок исключительности
каждой преуспевающей компании.
Но была ли она изначально? Вряд ли. Формула успеха
и Великая идея успеха пришли к тем, кто упорно трудился и при этом смог
привнести в свой бизнес такие нетехнологические, но такие важные для
его развития качества, как озарение, творчество и креатив.
Дважды два - пять!
Креативная составляющая в бизнесе крайне важна -- благодаря
креативу в бизнесе появляется синергетический эффект слияния идей, когда
общее воздействие креативной бизнес-идеи больше сумм воздействий идей-слагаемых.
Фирма Лего отошла от мира игрушек и предложила использовать
свои игрушечные блоки для построения моделей развития корпоративной
стратегии на тренингах топ-менеджеров. Информационное агентство ВВС
запустило дополнительный сайт www.bbc.co.uk/celebdaq, зайдя на который
любой желающий может сделать ставки и спрогнозировать индекс популярности
знаменитостей, а при удачном прогнозе получить еще и приз. Синтез биржи
и информационного агентства повысил популярность материнской компании,
точно так, как синтез идей детского конструктора с идеями тренингов
нашел новую сферу развития бизнеса.
Синтез идей свойственен не только бизнесу: соединив
классику и рок, выпустили свой новаторский альбом группа Deep Purple
и Лондонский симфонический оркестр. Позже их успех повторил Паваротти
и ирландская группа U2.
Контекстная реклама в Интернете, которая в Рунете вот
уже год позволяет получать ответы на свои запросы в виде картинок и
текста одновременно, являет собой пример синтеза идей. Она резко (в
4-5 раз) повысила доходы поисковых систем и перечеркнула неприятный
вопрос об окупаемости бесплатных услуг поисковых систем Рунета.
Важная креативная идея может радикально поменять бизнес
и привести уже к стратегическому успеху. Решение РБК предоставить в
открытый доступ свою платную ленту новостной информации www.rbc.ru позволило
увеличить аудиторию сайта, повысить стоимость рекламных площадей и,
соответственно, поменять соотношение финансовых потоков - основным источником
поступления средств стали доходы от размещения рекламы. В случаем РБК
произошло синергетическое слияние идей информирования аудитории и выполнения
функций рекламной площадки на одном ресурсе одновременно. Сегодня эта
креативная идея представляется очевидной, однако, безусловно, требовалось
мужество и прогностические способности увидеть ее и оценить.
Банк идей
Компании, которые добиваются успеха на рынке, всегда
готовы к использованию нестандартных подходов и решений, в них существуют
методы сбора идей и поощрения креативных сотрудников. Руководители концерна
БМВ, запустившего два года назад свое виртуальное инновационное агентство
VIA, видимо, не ожидали, что в первую неделю от посетителей придет свыше
4 тыс. идей. Каждый желающий и сегодня может зайти на официальный сайт
БМВ www.bmw.com, кликнуть по ссылке Инновация (в блоке BMW Group) и
внести свой личный вклад в развитие бизнеса этого автогиганта. Точно
также Toyota Corporation сегодня получает около 2 млн. идей в год от
своих сотрудников (это примерно 30 предложений в год одного рабочего),
и почти все они реализуются.
В компании РБК СОФТ для этих же целей сбора идей используется
внутренний корпоративный сайт. На сайте каждая идея фиксируется как
некий мини-бизнес-план проекта, и таких проектов на сайт поступает примерно
25 в месяц. Отбоя от желающих нет, и не только потому, что за удачные
идеи сотрудник получает весомую премию. Людям нравится творить, придумывать
новое, бросать вызов.
Креативные "дочки"
Изменения в сегодняшнем мире происходят быстро. Вопрос
выживаемости и конкурентоспособности бизнеса зависит от наличия быстрого
и адекватного ответа на инновации конкурентов. Как добиться, чтобы сотрудники
создавали конкурентоспособные идеи максимально быстро? Как добиться
скорейшего внедрения идей?
Крупные, хорошо управляемые и имеющие сложную иерархическую
структуру компании с необходимостью приходят к идее создания отдельных
business-units для запуска своих инновационных проектов. Так поступил
старый, но отлично управляемый ГУМ, когда запускал свой новаторский
проект "ГУМ-Интернет" - магазин по продажам товаров методами
дистанционной торговли. При первоначальном анализе риски запуска проекта
представлялись значительными: высокий уровень фрода (мошенничества)
при проведении безналичных транзакций, недостаток опыта доставочной
торговли, отсутствие необходимой инфраструктуры и слабое развитие законодательной
базы не позволяли уверенно начать дистанционную торговлю материнской
компании.
Однако создание отдельной бизнес-единицы со своим расчетным
счетом сразу дало необходимый прорыв - развеяло опасения, позволило
удобнее контролировать расходы и резко ускорило процедуру запуска проекта.
Все инновации, включая широкомасштабные акции точечного маркетинга,
первоначально были апробированы именно в деятельности ООО "ГУМ-Интернет"
- эта организация фактически осуществляла во времена бума Интернет торговлю
товарами ОАО ТД ГУМ. По мере получения опыта и отработки методов дистанционной
торговли произошел плавный переход к более простой и экономически целесообразной
форме - торговле непосредственно отделом электронной торговли ОАО ТД
ГУМ.
Аналогичный пример подобного типа бизнеса имеет копания
Shell, когда специально для сбора и стимулирования инноваций в ней в
1996 г. создали дочернюю компанию Shell Technology Venture Inc. Эта
бизнес-единица и сегодня с успехом финансирует наиболее коммерчески
привлекательные предложения своих же сотрудников.
От идей к действиям
Конечно, не всякая компания пойдет на то, что создать
отдельную фирму для продвижения инноваций, однако, каждая компания и
каждый руководитель могут найти время и выслушать в течение 10 минут
своего сотрудника, подавшего новую идею, поощрить его за это и, возможно,
задать ему в течение следующих 15 минут дополнительные вопросы. Полчаса
достаточно, чтобы дать новой идее зеленый свет и приступить к более
формальному обоснованию ее перспективности.
Что следует помнить тем, кто хочет создать
новаторский дух и настрой в своей компании?
1. Новаторских идей, очевидно, нет
в плане, нет их и в графике работ. Идеи появляются неожиданно, чаще
в неформальной обстановке - на отдыхе, на пляже, при тренинге, обучении,
других местах. Поэтому, организуя мероприятия по корпоративному отдыху,
кроме развлечений, разумно предусмотреть тесты и задания по генерации
новых идей для корпоративного бизнеса. Предварительно целесообразно
сформулировать узкие места, разослать список проблем сотрудникам по
электронной почте и т.п. Хороший эффект дает занимательная игра по "придумыванию"
идей - важно обязательно записывать все происходящее при этом и все
возникающие идеи - то, что не пригодится сегодня, может потребоваться
в дальнейшем.
2. Старайтесь помогать продвижению
идей, даже в том случае, когда они противоречат стратегии компании (помните
о креативном решении РБК открыть платную ленту информации?). Способствуйте
движению идей, делайте процесс прохождения идей простым: во многих компаниях,
с новой идей можно позвонить прямо генеральному директору, или подать
идею на специальный сайт, где она обязательно будет рассмотрена на самом
высоком уровне.
3. Материализуйте идеи: создавайте
опытные образцы и прототипы, запускайте пилотные проекты - при материализации
и практической работе появляются и важные детали, и новые идеи. Овеществляйте
идеи, раздавая премии лучшим сотрудникам. Создавайте этим же сотрудникам
возможности для генерации новых идей, давайте им время и место подумать,
делайте инновационные перерывы в работе для генерации идей.
4. Поздние дети чаще бывает одаренными,
точно также как при решении проблемы первыми приходят в голову стандартные
решения. Именно попытка придумать "что-то еще и еще" стимулирует
рождение креативных нестандартных идей.
Это сладкое слово свобода…
Креатив приводит к изменениям в компаниях, и часто
это вызывает беспокойство. Однако люди скорее опасаются не инноваций,
а неизвестности. Как только приходит понимание новых возможностей развития
или роста доходов настрой меняется: креатив становится желанным.
Креатив в бизнесе имеет и еще одно важное качество
- он дает ощущение свободы, он создает людям чувство самореализации.
Особенно это свойственно руководителям - хозяевам своего бизнеса, они,
безусловно, наслаждаются работой, для них она является любимым делом.
Они сами создают стандарты деятельности своих компаний, но часто их
меняют в интересах развития бизнеса. Руководители получают дополнительные
положительные эмоции, когда принимают неординарные креативные решения:
креативность делает процесс принятия решений приятным…
Так давайте не будем забывать об этом!
Источник: №2-3,февраль/март 2005, Бизнес-Форум ИТ
Все статьи