Реинжиниринг бизнес-процессов
Поскольку основным предметом управленческого консалтинга
является процесс изменений (в самом широком смысле этого слова), то
этот процесс должен осуществляться с применением определенного метода,
который позволял бы произвести требуемые изменения с максимальной эффективностью.
Из всех существующих на сегодняшний день методов в
этой сфере наиболее прогрессивным, радикальным и универсальным является
реинжиниринг бизнес-процессов.
Как научно-практическое направление, реинжиниринг бизнес-процессов
впервые появился в США и за несколько лет превратился в одну из ведущих
и активно развивающихся отраслей информатики. Сегодня начинается продвижение
консалтинговых услуг и инструментариев по реинжинирингу и на российский
рынок. Отечественная практика применения реинжиниринга показала, что
этот метод необходим, особенно в условиях проведения глобальной экономической
реформы и активного внедрения России в мировую экономическую систему.
Впервые термин "реинжиниринг бизнес-процессов"
(от англ. business process reengineering, BPR) был
введен М.Хаммером, который определяет этот вид деятельности как "фундаментальное
перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных
улучшений в основных актуальным показателях их деятельности: стоимость,
качество, услуги и темпы".
М.Хаммер рассматривает BPR как революцию в бизнесе, которая знаменует
отход от базовых принципов построения предприятий и превращает конструирование
бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена,
в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий,
специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса.
BPR является направлением, возникшим на стыке двух
различных сфер деятельности - управления (менеджмента) и информатизации.
Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфических средств представления
и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам
информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых
достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных
средств поддержки реинжиниринга.
Одной из основных особенностей BPR является ориентация
реинжиниринга не на функции, а на процессы. Причем из всех концепций
менеджмента, основанных на процессах, BPR рассматривается как наиболее
эффективная, революционность которой обусловлена современным состоянием
информационных технологий.
Реинжиниринг - это революционный метод конструирования
бизнеса.
Существуют другие методы, которые можно рассматривать
либо как частные случаи BPR (если в основе этих методов лежит управление
процессами), либо как автономные концепции (если они базируются на иных
принципах).
Концепция построения бизнеса |
Особенности |
Автоматизация бизнес-процессов (business process automation -
BPA) |
Автоматизация приводит лишь к ускорению существующих бизнес-процессов.
Используя информационные технологии, BPA автоматизирует существующий
процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой задачу
проектирования нового процесса для кардинального повышения эффективности. |
Реинжиниринг программного обеспечения |
На основе современных технологий производит переписывание устаревших
информационных систем без изменения самих автоматизируемых процессов. |
Уменьшение размерности (downsizing) предприятия |
Уменьшение возможностей компании, вызванные снижением требований
рынка. BPR, напротив, увеличивает возможности компании. |
Реорганизация (reorganizing) предприятия |
Данная концепция имеет дело только с организационными структурами,
а не с процессами. |
Улучшение качества (quality improvement - QI), глобальное управление
качеством (total quality management - TQM) |
Хотя управление качеством отводит центральную роль бизнес-процессам,
данный метод принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить,
а не меняя их на новые. |
Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering) |
"Фундаментальное переосмысливание и радикальное перепроектирование
бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных
актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги
и темпы". (М.Хаммер) |
Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован
на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные
изменения в той или иной сфере управления.
Поскольку BPR оперирует с такими понятиями, как бизнес-процесс,
бизнес-система, деловая процедура, то в целях более четкого восприятия
этих терминов следует дать следующие определения.
Бизнес-система - это связанное множество бизнес-процессов,
конечной целью которой является выпуск продукции. Под продукцией, понимают
товары, услуги и документы.
Бизнес-процесс - это горизонтальная иерархия внутренних
и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых
является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.
Деловая процедура - это функция, задача, цепь событий,
происходящих в течение определенного промежутка времени и обладающих
познаваемым результатом.
Существуют следующие категории бизнес-процессов:
- процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;
- процессы планирования и управления;
- ресурсные процессы;
- процессы преобразования.
Бизнес-процесс характеризуется:
- существующей технологией реализации бизнес-процесса;
- существующей структурой бизнес-системы;
- средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п.,
обеспечивающими реализацию процесса.
Основными показателями оценки эффективности
бизнес-процессов являются:
- количество производимой продукции заданного качества, оплаченное
за определенный интервал времени;
- количество потребителей продукции;
- количество типовых операций, которые необходимо выполнить при
производстве продукции за определенный интервал времени;
- стоимость издержек производства продукции;
Перечислим базовые принципы, положенные в основу
реинжиниринга бизнес-процессов:
-
несколько рабочих процедур объединяются в одну,
т.е. происходит горизонтальное сжатие процесса (по имеющимся оценкам,
горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10
раз);
-
исполнители принимают самостоятельные решения,
т.е. осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное
сжатие процессов (наделение сотрудников большими полномочиями и
увеличение роли каждого из них приводит к значительному повышению
их отдачи);
-
шаги процесса выполняются в естественном порядке;
-
процессы имеют различные варианты исполнения
( тот или иной вариант выбирается в зависимости от конкретной ситуации,
состояния и т.д.);
-
работа выполняется в том месте (подразделении,
отделе), где это целесообразно (устраняется излишняя интеграция,
что приводит к повышению эффективности процесса в целом);
-
уменьшается количество проверок и управляющих
воздействий;
-
минимизируется количество согласований путем
сокращения внешних точек контакта;
-
единая точка контакта обеспечивается уполномеченным
менеджером (в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо
распределены таким образом, что их не удается объединить силами
небольшой команды).
BPR - это не просто модная тенденция, а следствие жесточайшей
конкурентной борьбы, которая требует внедрения наукоемких инновационных
технологий как средств повышения производительности и эффективности
деятельности предприятия.